Применение экспертных оценок и нормативов в аллокациях

Для начала важный тезис:
При построении модели аллокаций крайне желательно для всех случаев, когда это возможно, использовать в качестве базы распределения на объект затрат драйвер данного расхода. Именно этот подход будет экономически обоснован с точки зрения содержания и причинно-следственной зависимости данного расхода. Напомним, что драйвер – это количественно выраженная главная причина возникновения отдельного вида расходов, сумма которых увеличивается с ростом значения драйвера. Этимология этого слова (в английском языке driver при использовании в качестве причастия означает «движущий»), очевидно, подразумевает как раз такое его использование. Пример драйвера — «количество клиентов» для расходов на послепродажное обслуживание.

Однако, достаточно часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда:

  • невозможно определить экономически обоснованный драйвер;
  • в системе управленческого учета компании для выбранного драйвера просто отсутствуют данные в количественном измерении;
  • данные доступны, но процедура их сбора настолько трудоемка, что не удовлетворяет критерию «затраты/выгоды».

В этом случае в качестве базы распределения целесообразно использовать некие фиксированные доли. Это могут быть либо экспертные оценки, либо нормативы.

Базы распределения косвенных расходов картинка

Экспертные оценки, как правило, применяются для оценки долей времени сотрудников отдельного подразделения, приходящихся на выполнение конкретных активностей (работа в интересах различных подразделений-заказчиков). Руководитель подразделения обычно может с достаточной точностью определить соответствующие доли трудозатрат своих сотрудников. Такие оценки фиксируются в модели и используются в течение достаточно длительного времени (год или более). Надо сказать, что экспертные оценки снижают затраты на сбор данных, но также снижают и точность результатов распределения. Кроме того, эти оценки, конечно, субъективны, поэтому имеет смысл найти способ их проверки, например, путем сравнения с отраслевыми бенчмарками.

Типичный пример применения нормативов – нормирование длительности отдельных операций по продажам и обслуживанию клиентов в точке продаж. Эти нормативы могут сильно различаться для различных продуктов и клиентских сегментов. Значения нормативов получают с применением хронометража или путем заполнения анкет учета рабочего времени (тайм-листов) самими сотрудниками. Точность при нормировании существенно выше точности экспертных оценок, однако гораздо выше и трудозатраты на сбор данных. Пересматриваются нормативы также нечасто.

Посчитать стоимость услуг Allocations. ru по разработке методологии распределения расходов для вашей организации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!